26462_Управление_талантами

Мар 13, 2017 // By:maximios // No Comment



Магистратура

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

 

Институт права

Кафедра управления персоналом и трудового права

 

 

 

 

 

 

З.В. ЯКИМОВА

 

УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Основная образовательная программа

 

080400.68 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Кадровый менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

 

 

 

 

 

ББК   65

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Управление талантами» составлена в соответствии с требованиями ООП: 080400.68 по направлению подготовки Управление персоналом, профиль подготовки Кадровый менеджмент на базе ФГОС ВПО.

 

 

Автор-составитель: Якимова З.В., канд. психол. наук, доцент кафедры управления персоналом и трудового права.

 

 

 

 

 

Утверждена на заседании кафедры Управления персоналом и документоведения 17.03.2011 г., протокол № 5.

Поправки внесены и утверждены на заседании кафедры управления персоналом и трудового права от 28.05.2014 г., протокол № 10

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института права и управления ВГУЭС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ©   Издательство Владивостокского
государственного университета

экономики и сервиса, 2014

Введение

Владельцы и руководители бизнеса заинтересованы в процветании и успехе своей организации, однако в динамично меняющихся условиях они не всегда способны заметить тот потенциал, которым обладают их сотрудники. Как правило, большая часть ресурсов организации и усилия рекрутеров направлены на привлечение или даже переманивание уже состоявшихся «звезд» от конкурентов. В результате, даже если организации и удается заполучить такого таланта, то инвестиции в его адаптацию и удержание в компании могут значительно превысить запланированный бюджет затрат на персонал.

Изучение дисциплины «Управление талантами» по направлению подготовки 080400.68 «Управление персоналом» профиль «Кадровый менеджмент» позволяет комплексно взглянуть на стратегию поиска и развития талантов внутри организации, «взращивание» лидеров, управление потенциалом сотрудников, коучинг и наставничество, инвестирование в человеческий капитал.

Учебная дисциплина раскрывает основные аспекты такого направления кадрового менеджмента как Talent Management, ориентированного на поиск, развитие, мотивацию и удержание ключевых сотрудников организации.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» (квалификация (степень) магистр), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2010г. № 2009.

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

0.1 Цели усвоения учебной дисциплины

 

Целью освоения учебной дисциплины «Управление талантами» является: приобретение общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих организовывать эффективную работу с ключевыми, выдающимися, талантливыми и не стандартными сотрудниками в организации.

Задачи дисциплины:

определить понятие «талантливый сотрудник», выявить ключевые компетенции талантливого сотрудника, сформировать модель компетенций талантливого сотрудника.

выявить факторы внешней и внутренней среды, влияющие на формирование кадровой стратегии и политики организации относительно работы с ключевыми, выдающимися и талантливыми сотрудниками;

— освоить методы, технологии и механизмы поиска, мотивации, развития талантливых сотрудников в соответствии со стратегией развития и кадровой политикой организации;

— сформировать навыки разработки программы управления талантами в организации с учетом возможных рисков, угроз и ограничений, в том числе с учетом необходимости преодоления сопротивления персонала нововведениям.

 

 

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами).

 

Дисциплина «Управление талантами» относится к факультативным дисциплинам учебного плана ООП 080400.68 Управление персоналом. Профиль «Кадровый менеджмент».

Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть компетенциями, полученными при изучении дисциплин: организационное поведение, управление персоналом, организационное проектирование и др.

При освоении данной дисциплины ряд профессиональных компетенций одновременно формируется следующими дисциплинами ООП:

ОК-4 Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом;

ОК-9 Организационное поведение продвинутый курс; Современные проблемы управления персоналом; Подбор и отбор конкурентоспособного персонала; Проектный менеджмент продвинутый курс; Управление компанией на основе всеобщего управления качеством.

ПК-46 Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом; Технология управления развитием персонала;

ПК-47 Технология управления развитием персонала

 

 

0.3 Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения учебной дисциплины

 

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):

ОК-4 владение навыками самостоятельной творческой работы, умением организовывать свой труд;

ОК-9 обладание комплексным видением современных проблем управления персоналом в организации и пониманием взаимосвязи управления организации в целом и её персоналом;

ПК-46 владение навыками наставничества, способностью вдохновлять других на развитие;

ПК- 47 владение навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов.

 

Таблица 1

Формируемые знания, умения, владения

Коды компетенций

Знания, умения, владения

ОК-4

знать: методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности

уметь: использовать методы и средства познания, формы и методы обучения и самоконтроля и современные образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения профессионального уровня

владеть: технологиями самопознания и личностного роста; навыками мотивации и самомотивации к решению поставленных задач

ОК-9

Знать: современные проблемы и технологии управления персоналом в организации

Уметь: анализировать эффективность существующей системы управления персоналом, разрабатывать и обосновывать предложения по ее совершенствованию; анализировать и моделировать процессы управления персоналом; решать системные задачи и проблемы

Владеть: комплексным видением современных проблем управления персоналом в организации и пониманием взаимосвязи управления организацией в целом и персоналом; методами реализации основных управленческих функций в сфере управления персоналом

ПК-46

 

Знать: современные подходы к организации и контролю наставничества

Уметь: всесторонне рассматривать и оценивать задачи наставничества и развития персонала, вдохновлять других на развитие

Владеть: навыками получения обратной связи и обработки результатов наставничества и иных форм профессионального развития персонала

ПК-47

Знать: критерии эффективности и методы оценки образовательных процессов

Уметь: организовывать, управлять и оценивать эффективность образовательных процессов

Владеть: навыками организации, управления и оценки эффективности образовательных процессов

 

 

 

1.4 Основные виды занятий и особенности их

проведения

 

Программой дисциплины «Управление талантами» предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Научное содержание лекционных занятий отражает вопросы и проблемы формирования, внедрения, развития и управления организационной культурой.

Практические и семинарские занятия проводятся по основным темам дисциплины, требующим закрепления теоретических знаний в результате самостоятельной работы над учебным и научным материалом, а также приобретения практических навыков по разработке конкретных документов и мероприятий.

Методика преподавания дисциплины предполагает проведение практических занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения, «деловых игр», моделирования конкретных ситуаций.

Объем и сроки изучения дисциплины:

Дисциплина читается для магистрантов второго курса обучения в весеннем семестре (4 семестр) в объеме 2 зачетные единицы (72 академических часа, из них аудиторных – 16, в т.ч в интерактивной форме 8 часов).

Аудиторные часы представлены в соотношении:

4 часа – лекционные занятия;

12 часов — практические занятиям.

На самостоятельную работу по изучению дисциплины магистрантам выделяется 56 академических часов.

 

 

 

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

 

Контроль успеваемости магистрантов по дисциплине «Управление талантами» осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

Текущий контроль предполагает:

— проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуальных заданий;

— опросы и дискуссии по основным моментам изучаемой темы.

— результаты работы на семинарских занятиях и практикумах;

Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется в форме зачета

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Темы лекций

 

Тема 1. «Talent Management» как направление кадрового менеджмента. 1 час.

Управленческое определение таланта. Сходства и различия в управлении персоналом и управлении талантами. Социально-психологические особенности одаренной, талантливой и инициативной молодежи. Война за таланты. Конфликт ожиданий.

Тема 2. Компетентностный подход в управлении талантами, 1 час.

Ключевые компетенции талантливых сотрудников. Модель компетенций талантливых руководителей. Модель компетенций талантливых исполнителей. Профиль компетенций.

Тема 3. Управление наиболее ценными сотрудниками: привлечение, удержание, развитие, 1 час.

Концепция особо ценных сотрудников. Подготовка организации к работе с талантливыми сотрудниками. Подготовка менеджеров к работе с талантливыми сотрудниками. Внутренний и внешний PR.

Тема 4. Технологии управления талантами, 1 час.

Коучинг, наставничество, управленческое влияние, вовлечение. Управление по целям. Управление результативностью. Управление проектами. Управление изменениями.

 

 

 

 

2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий

Занятие 1. Семинар, 2 часа. Тема «Talent Management» как направление кадрового менеджмента. Групповая дискуссия по материалам профильной периодики.

Занятие 2. Практикум, 2 часа.

Подготовка и защита Эссе на тему «управление талантами». Групповая дискуссия по результатам защиты эссе. Кейс-задача «Опыт TOYOTA в работе с талантливыми сотрудниками»

Занятие 3. Семинар, 2 часа.

Групповая дискуссия: «Как выявить скрытый талант сотрудника?». Обзор методик диагностики потенциала сотрудников.

Занятие 4. Практикум, 2 часа.

Тест на выявление типа социальной зрелости подчинённых. Работа в малых группах: разработка рекомендаций по мотивированию подчинённых разного типа социальной зрелости.

Занятие 5. Семинар, 2 часа.

Групповая дискуссия: «Как развивать талантливых сотрудников». Обзор методов и технологий развития потенциала сотрудников.

Занятие 6. Практикум, 2 часа.

Презентация инструмента диагностики/ развития талантливых сотрудников. Групповая дискуссия по результатам презентаций. Кейс-задача «Программа преемственности и карьеры в МТС».

 

2.3 Самостоятельная работа студентов (СРС)

 

Самостоятельная работа студентов (CPC) по изучению дисциплины «Управление талантами» необходима для закрепления полученных знаний и выработки необходимых навыков решения управленческих проблем в профессиональной области. Основными видами CPC по дисциплине являются: эссе; подготовка и защита презентации по выбранному инструменту диагностики / развития талантливых сотрудников организации; написание и публикация научной статьи по результатам исследования/ литературного обзора.

 

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Учебным планом по дисциплине «Управление талантами» предусмотрены лекционные (4 академических часа) и практические занятия (12 академических часов).

В течение курса на лекционных занятиях студенты изучают теоретический материал.

Практические занятия представлены в форме семинарских занятий (закрепление пройденного материала в виде групповых дискуссий, мозгового штурма, обсуждение тематических статей из профильных периодических изданий) и практикумов (выполнение диагностических методик, разбор ситуаций в формате решения кейс-задач, демонстрация презентации).

При изучении дисциплины предусмотрено применение информационных технологий: использование комплекса презентаций по курсу.

Для магистрантов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарских занятиях, индивидуальная работа над презентационным проектом и написание эссе.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

 

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ

студентов по дисциплине

 

— Эссе на тему «Управление талантами».

— Разработка инструмента диагностики / развития талантливых сотрудников организации, подготовка и защита презентации по полученным результатам.

публикация научной статьи / тезисов по результатам исследования либо литературного обзора (рекомендуется).

4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины

 

1. Сформулируйте определение таланта.

2. Разведите понятия, отражающие уровни развития способностей

3. В чем суть концепции «Talent Management»

4. Охарактеризуйте суть конфликта ожиданий.

5. Перечислите социально-психологические особенности одаренной, талантливой и инициативной молодежи

6. Что такое компетентностная модель?

7. Что такое профиль компетенций?

8. В чем сходства и отличия модели компетенций исполнителя и руководителя?

9. Приведите примеры ключевых компетенций талантливых сотрудников.

10. В чем суть концепции особо ценных сотрудников?

11. В чем заключается подготовка организации к работе с талантливыми сотрудниками?

12. В чем заключается подготовка менеджеров к работе с талантливыми сотрудниками?

13. В чем заключается суть феномена «война за таланты»?

14. Приведите примеры методик диагностики талантливых сотрудников.

15. Приведите примеры методов и технологий развития талантливых сотрудников.

16. Что такое социальная зрелость сотрудников.

 

4.3 Методические рекомендации по организации СРС

 

Самостоятельная работа студентов — это деятельность, которую они совершают без непосредственной помощи и указаний преподавателя, призванная обеспечить возможность осуществлять самостоятельную познавательную деятельность в обучении.

 

Требования к выполнению презентации:

Презентация выполняется в программе Power Point

— рекомендуемый объём презентации: 10-15 слайдов;

важно помнить, что презентация — это не текст реферата, размещенный на слайдах, а способ наглядно представить информацию, концентрируя внимание на главном;

— старайтесь, чтобы иллюстрации в презентации соответствовали заявленной теме (они должны быть не средством «развлечения», а способом наглядно представить важную информацию);

— иллюстрации, которые вы используете в презентации, не должны быть «немыми»: старайтесь дополнять их комментариями;

— количество текста, картинок, фотографий, схем, таблиц и диаграмм должно быть адекватно поставленной цели;

— старайтесь использовать минимальное количество шрифтов, следите за тем, чтобы текст было легко читать;

— помните о том, что с экрана лучше всего читается тёмный шрифт на светлом фоне;

— постарайтесь использовать минимальное количество средств графического дизайна, а также выдержать оформление всей презентации в едином стиле.

 

Требование к выполнению эссе.

Эссе́ литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

Структура эссе.

Титульный лист (заполняется по единой форме см. стандарты ВГУЭС);

Введение — суть и обоснование актуальности рассматриваемой темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и

Основная часть – изложение сути вопроса, аргументация предложенных тезисов.

Заключение — обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Рекомендуемый объем эссе — 2-3 страницы печатного текста.

 

4.4 Рекомендации по работе с литературой

 

Существенную помощь при работе с литературой призваны оказать рабочая программа дисциплины, содержащая перечень тем учебного курса и их реферативное описание, а также список учебной и специально-научной литературы.

Самостоятельную работу с литературой рекомендуется начинать с изучения теоретических основ.

После изучения учебников и учебных пособий по теме, студент должен обратиться к дополнительной литературе и периодическим изданиям, список которых приведен ниже. А также позволят расширить знания по исследуемой теме Internet- и Intranet-ресурсы (электронные учебники, компьютерные модели и др).

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1 Основная литература

 

1. Управление персоналом организации: учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по спец.: «Менеджмент организации», «Упр-е персоналом», Экономика труда» / [авт.: А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. В. Гурова и др.] ; под ред. А. Я. Кибанова ; Гос. ун-т управления. — 4-е изд., доп. и перераб. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 695 с.

2. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности / С. Кови ; пер. с англ. [О. Кириченко]. — 8-е изд. — М. : Альпина Паблишер, 2013. — 374 с.

3. Бабосов Е.М. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов, Э. Г. Вайнолович, Е. С. Бабосова. — Минск : ТетраСистемс, 2012. — 288 с

4. Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие для студентов вузов / Л. И. Лукичева ; под ред. Ю. П. Анискина. — 6-е изд.,стер. — М.: Омега-Л, 2011. — 355 с

5. Голованова А.А. Инвестиции в человеческий капитал предприятия: учебное пособие [для студентов вузов] / А. А. Голованова, С. А. Лочан, Д. В. Хавин ; под ред. А. М. Асалиева ; Нижегород. гос. архитектурно-строит. ун-т, Ин-т экономики , управления и права. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 88 с.

6. Капелюшников Р.И. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») / Р. И. Капелюшников, А. Л. Лукьянова. — М.: Либеральная миссия, 2010. — 196 с.

7. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник для слушателей, обучающихся по программе «Мастер делового администрирования» / М. Армстронг ; [пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина]. — 10-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 848 с.

 

0.2 Дополнительная литература

 

1. Баттерис М. Корпоративные бриллианты: как удержать талантливых сотрудников в компании / М. Баттерис, Б. Ройтер; пер. с англ. – М.: ГроссМедиа, 2005 с.

2. Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Бочарникова, А. Глотова, О. Жигилий. – М.: Альпина Паблишер, 2014. -279 с.

3. Иванова, С. Лидерские компетенции и их определение. Модель успеха в конкретной организации [Электронный ресурс] / С. Иванова // Бизнес-портал rb.ru. – Режим доступа: http://www.rb.ru/inform/66307.html.

4. Литвинова, М. И. Управление талантами: выводы делать рано, вопросов больше, чем ответов / М. И. Литвина // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II.  — М.: РИОР, 2011. — С. 59-62.

5. Майклз, Э. Война за таланты. Перевод с английского / Э.Майклз, Х. Хэнфилд-Джонс, Э. Экселрод. – изд. Манн, Иванов и Фербер, М. 2005, 253 с.

6. Робертсон А., Эбби Г. Управление талантами: как извлечь выгоду из таланта ваших подчинённых / пер. с анг. – Днепропетровск: Баланс-клуб, 2004. – 200 с.

7. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке: [монография] / В. А. Супрун. — 2-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2010. — 192 с.

8. Эффрон М., Орт М. Управление талантами: краткий курс /Марк Эффрон, Мириам Орт; пер. С англ. Даниловой. — М.: Азбука Бизнес, 2014. 224 с.

9. Schweyer, Allan. Talent Management Systems: Best Practices in Technology Solutions for Recruitment, Retention and Workforce Planning. John Wiley & Sons, 2004.

10. Watkins, David. Lightyear – An Application Framework for Talent Management That Acts as a Central Feedback Center for all Organizational Functions Softscape, Incorporated, 1998.

 

 

7.3 Периодические издания

 

Управление персоналом, Директор по персоналу, Кадровый менеджмент, Проблемы теории и практики управления, Управление человеческим потенциалом, Управление развитием персонала, Управление корпоративной культурой

 

7.4 Интернет-ресурсы

 

Журнал «Управление персоналом» (http://www.top-personal.ru/ )

Журнал «Директор по персоналу» (http://www.hr-director.ru/ )

Журнал «Управление человеческим потенциалом»

Интернет-источники:

http://www.e-xecutive.ru/ — Сообщество менеджеров e-xecutive

http://hr-portal.ru/ — Портал для HR— специалистов

http://hrm.ru/ — Портал по кадровому менеджменту

 

6. МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины предполагает проведение лекционных занятий с использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint. Выполнение заданий самостоятельной работы требует возможности для студентов выхода в Интернет.

 

 

Leave a Comment

Your email address will not be published.