2015_Metodicheskie_ukazania_k_napisaniyu_kursovoy_raboty

Мар 13, 2017 // By:maximios // No Comment



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I »

 

 

Кафедра «Экономика транспорта»

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Методические указания

к выполнению курсового проекта по дисциплинам

«Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности»

и «Технико-экономический анализ

хозяйственной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных экономических условиях анализ и диагностика производственно-финансовой деятельности предприятия являются важнейшей исходной предпосылкой для подготовки и обоснования оптимальных управленческих решений.

Разработка внутрифирменных планов и бизнес-планов неразрывно связана с совершенствованием способов предварительного анализа, прогнозированием результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики любое предприятие должно экономически обосновывать технические решения и планы как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, что повышает значение экономического анализа, без которого невозможно объективно оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия.

Теория экономического анализа уделяет особое место теории резервов, которые выявляются за счёт оптимизации или рационального использования производственных ресурсов.

Целью производственно-финансового анализа деятельности предприятия является изучение технического, организационного и экономического уровня работы предприятия и его подразделений, оценка результатов его производственно-финансовой деятельности.

Основной задачей экономического анализа является системное, комплексное изучение производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с целью объективной оценки достигнутых результатов и установления реальных путей повышения эффективности и качества работы.

За последнее время комплексный экономический анализ значительно расширился и на настоящий момент включает финансовый, управленческий, инвестиционный, инновационный, статистический анализ, что подтверждает важность освоения данной дисциплины в процессе подготовки высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов.

Знания, полученные в процессе изучения таких дисциплин как «Теория экономического анализа» и «Комплексный анализ производственно-финансовой деятельности предприятия», необходимы для проведения аналитических работ при подготовке дипломных и квалификационных работ, диссертаций и практических исследований.

 

 

1 ЦЕЛЬ И УСЛОВИЯ ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

(ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

 

Цель курсового проектирования по дисциплинам «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» и «Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности» заключается в овладении современными методами экономических исследований и методикой системного комплексного микроэкономического анализа.

Курсовой проект может служить подготовительным этапом дипломного проектирования по специальности «Экономика и управление на предприятиях железнодорожного транспорта», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Финансовый менеджмент», «Производственный менеджмент».

Курсовой проект должен быть сдан на проверку не позднее установленного преподавателем срока, как правило, за месяц до начала экзаменационной сессии. В период экзаменационной сессии работа на проверку не принимается. После исправления замечаний работа считается допущенной к защите. Защита курсового проекта проходит в форме представления презентации, в ходе которой определяются знания студента по дисциплине, умение использовать изученные методы анализа на практике, а также самостоятельность выполнения проекта.

 

 

2 ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Студент имеет право самостоятельно выбрать тему курсового проекта на основании предложенного в методических указаниях перечня тем. Студент может самостоятельно предложить свою тему, обосновав целесообразность её разработки.

При выборе темы следует учитывать:

1) актуальность темы;

2) возможность получения конкретных статистических данных;

3) наличие информационных источников;

4) собственный научный и практический интерес к выбранной теме.

 

 

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Курсовой проект состоит из введения, основного раздела, заключения, списка использованной литературы, приложения и презентации.

Во введении обосновывается актуальность выбранной для исследования темы, её научное и практическое значение, определяются задачи и методы исследования, доказывается необходимость применения анализа и диагностики производственно-финансовой деятельности предприятия.

Основная часть курсового проекта может содержать 3–4 раздела.

В первом разделе обобщаются методические подходы к решению проблемы в рамках выбранной темы. В этом разделе необходимо отразить:

• цели и задачи анализа;

• характеристику объекта исследования и его особенности;

• особенности выбранного для анализа предприятия;

• общую схему анализа и диагностики производственно-финансовой деятельности предприятия;

• технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации.

Во втором разделе рассматривается методика анализа производственно-финансовой деятельности в соответствии с выбранной темой курсового проектирования. В разделе необходимо отразить:

• способы и технику сбора первичных данных;

• источники исходной информации для анализа;

• систему показателей, с помощью которой будет проводится анализ;

• способы анализа изучаемых объектов;

• последовательность и периодичность проведения аналитического исследования;

• указания по организации анализа (какие отделы, службы будут проводить анализ);

• пользователей результатов анализа.

В третьем разделе теоретические знания, полученные на лекционных, практических занятиях и в результате самостоятельной работы, необходимо применить для обработки данных с использованием соответствующего программного обеспечения (существующего или разработанного самостоятельно).

В четвёртом разделе намечают пути использования вскрытых резервов и формулируют выводы об эффективности предлагаемых решений.

В заключении формулируются основные выводы по работе и разрабатываются рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия. Предложения должны непосредственно вытекать из проведённого в работе анализа.

Приложение содержит вспомогательный материал (иллюстрации, таблицы, логические схемы расчётов, алгоритмы программ и т.д.).

Соблюдение вышеизложенных требований и рекомендаций к структуре и содержанию курсового проекта обязательно.

 

 

4 МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

 

Типовая методика экономического анализа охватывает следующие направления финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

• анализ и управление объёмом производства и продаж (объем погрузки, объем перевозок и т.д.);

• анализ в системе менеджмента, маркетинга и инновационной сфере деятельности;

• анализ эффективности выполнения ассортиментных программ и качества продукции;

• анализ организационно-технического уровня и других условий хозяйственной деятельности;

• анализ и оценка эффективности использования основных и оборотных средств;

• анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы;

• анализ себестоимости продукции и взаимосвязи себестоимости, объёма продаж и прибыли;

• анализ и прогнозирование финансовых показателей, прибыли и рентабельности продукции и активов;

• анализ эффективности инвестиций;

• комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности и рейтинговый анализ.

 

Существует общая схема проведения анализа производственно-финансовой деятельности, которая может быть применена для оценки работы большинства предприятий, в том числе и предприятий железнодорожного транспорта. В процессе комплексного экономического анализа по направлениям деятельности можно выделить три типовых этапа (рис. 1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Общая схема процесса анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

1) определение проблем анализа и диагностики, обоснование методов их решения;

2) сбор исходной информации и анализ данных;

3) разработка рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности производственно-финансовой деятельности предприятия железнодорожного транспорта.

 

На первом этапе курсового проекта определяют цели и задачи, оговаривают возможные ограничения, дают характеристику объекта анализа, выбирают технические средства для обработки информации, разрабатывают концептуальную схему анализа и диагностики.

Цель работы определяется проблемой (или кругом проблем), характерной для производственно-финансовой деятельности конкретного предприятия, а реализация поставленной цели связана с решением ряда взаимосвязанных задач.

Система ограничений определяется условиями, свойственными только для данного предприятия (дороги, отделения дороги и структурного подразделения).

Объектом анализа производственно-финансовой деятельности являются экономические результаты деятельности предприятия.

Далее разрабатывается схема анализа и диагностики, т.е. описание системы исследования объектов анализа, свойственных определённому типу предприятия (рис. 2).

На втором этапе производится сбор данных, собственно анализ и диагностика. При сборе данных следует определить способы и технику сбора первичных данных, обозначить источники данных и организационную процедуру сбора данных. Для выполнения анализа и оценки деятельности исходную информацию необходимо проверить и представить в виде аналитических таблиц, графиков, диаграмм и т. д.

Для выполнения непосредственно анализа и оценки деятельности предприятия необходимо:

• определить методы анализа (применение тех или иных методов анализа зависит от цели и глубины анализа, объекта исследований и технических возможностей и т. д. (рис. 3));

• обосновать выбор системы показателей (от полноты охвата и точности выбранных показателей, отражающих все стороны исследуемого процесса или явления, зависят результаты выполняемого анализа);

• разработать указания организации анализа;

• определить последовательность и периодичность проведения анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На завершающем этапе на основе выполненного анализа разрабатываются рекомендации по повышению эффективности деятельности транспортного предприятия. Важными путями достижения стабильности и повышения эффективности производства являются формирование, выявление и использование внутрипроизводственных резервов предприятия (рис. 4).

Таким образом, курсовой проект строится в соответствии с вышеизложенными этапами проведения анализа и диагностики производственно-финансовой деятельности транспортного предприятия.

 

 

5 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Курсовой проект может быть выполнен в рукописном, машинном и компьютерном варианте. Работа выполняется в объёме 20–25 страниц стандартного формата А4 (297ґ210 мм) компьютерного (30–35 страниц рукописного) текста. При наборе текста средствами редактора MS Word используется интервал 1,5; шрифт Times New Roman – 14; поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

В работе обязательно использование наглядных форм отображения материала (таблицы, графики, схемы, рисунки и т.д.). Нумерация рисунков и таблиц сквозная по тексту.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями (министерство, университет, факультет, кафедра, наименование дисциплины, название темы, курс, Ф.И.О. студента и преподавателя, город, год).

Разработка курсового проекта может выполняться на примере дороги, отделения дороги, структурного подразделения или любого другого предприятия или организации железнодорожного транспорта, поэтому студент самостоятельно подбирает необходимую литературу. При написании курсового проекта должны приводиться ссылки на используемые источники. По тексту ссылки указываются в квадратных скобках с указанием порядкового номера литературного источника и используемой страницы. Литературных источников должно быть не менее 5 (в том числе нормативно-правовые документы, журналы, газеты и т.д.).

Таким образом, курсовой проект строится в соответствии с вышеизложенными этапами проведения анализа и диагностики производственно-финансовой деятельности транспортного предприятия.

 

7 ТЕМАТИКА КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

1. Анализ изменения объёмов перевозок (анализ выполнения плана, оценка динамики грузооборота, факторный анализ изменения объёмов перевозок, резервы увеличения грузооборота).

2. Анализ пассажирооборота (анализ выполнения плана, оценка динамики пассажирооборота, факторный анализ изменения объёмов перевозок пассажиров, резервы увеличения пассажирооборота).

3. Анализ качества транспортных услуг.

4. Анализ производства технического обслуживания и ремонта подвижного состава (анализ программы ремонта, анализ затрат на техническое обслуживание и ремонт, общий анализ и оценка работы технической службы).

5. Анализ основных фондов (анализ объёма основных фондов, их динамики и структуры, движения и технического состояния, оценка эффективности использования основных фондов, обеспеченность предприятия железнодорожного транспорта основными фондами).

6. Оценка использования оборотных средств на предприятии железнодорожного транспорта.

7. Оценка провозной и пропускной способности железной дороги (анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов использования подвижного состава на объёмы перевозок).

8. Анализ брака грузовых перевозок.

9. Диагностика трудовых ресурсов предприятия железнодорожного транспорта (анализ состава, структуры и динамики численности работников, соответствие численности объёму работы).

10. Оценка степени обеспеченности предприятия железнодорожного транспорта материальными ресурсами.

11. Анализ производительности труда (особенности измерения на предприятиях железнодорожного транспорта, динамика, факторный анализ производительности труда).

12. Анализ средств на оплату труда (оценка структуры и динамики ФОТ, определение абсолютного и относительного изменения ФОТ, факторный анализ изменения ФОТ).

13. Оценка тарифной политики на железнодорожном транспорте.

14. Оценка использования имущества предприятия железнодорожного транспорта.

15. Анализ себестоимости продукции предприятия железнодорожного транспорта (анализ структуры себестоимости, факторный анализ себестоимости, резервы снижения себестоимости).

16. Анализ эксплуатационных расходов (анализ динамики и структуры расходов, направления экономии эксплуатационных расходов).

17. Анализ амортизационной политики на предприятии.

18. Анализ объёмных и качественных показателей использования подвижного состава (система частных и обобщающих показателей, факторный анализ показателей).

19. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия железнодорожного транспорта.

20. Анализ взаимосвязи актива и пассива баланса (оценка рыночной активности и финансовой устойчивости предприятия).

21. Оценка кредитоспособности и платежеспособности предприятия.

22. Анализ прибыли (анализ источников формирования и распределения прибыли, факторный анализ изменения прибыли).

23. Анализ рентабельности предприятия.

24. Оценка конкурентоспособности транспортного предприятия.

25. Оценка инвестиционной политики на предприятиях железнодорожного транспорта (проблемы обновления основных фондов, анализ эффективности инвестиций, оценка источников инвестиций).

26. Оценка финансовой устойчивости транспортного предприятия.

27. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности транспортного предприятия.

28. Анализ и управление риском в системе финансирования инвестиций.

29. Анализ хозяйственного риска перевозки грузов на железнодорожном транспорте.

30. Оценка нематериальных активов компании.

31. Оценка интеллектуального капитала организации.

 

 

Библиографический список

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Баканов М.И. Теория экономического анализа. – М., Финансы и статистика, 2009. – 535 с.

2. Данилин В.Ф. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. – М. ГОУ УМЦ по образованию на ж. д. транспорте, 2008. – 413 с.

3. Коваленок Т.П., Бахарева Л.А., Зайцева И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (железнодорожного транспорта): Учебное пособие. – СПб.: ПГУПС, 2009. – 134 с.

4. Коваленок Т.П., Вейдеман И.А., Потемкин С.А. Методические указания и задания для практических занятий по теории экономического анализа. – СПб.: ПГУПС, 2005. – 40 с.

5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Уч. пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. – М., 2011. – 712 с.

6. Экономический анализ: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Парушиной. М.: КНОРУС, 2013. 304 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) / В.И. Видяпин и др. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 615 с.

2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям. М.: ИНФРА-М, 2008. – 212 с.

3. Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.-д. трансп. – М.: Маршрут, 2004. – 568 с.

4. Климова Н.В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры): Уч. Пособие. – М., Вузовский учебник, 2011. – 287 с.

5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М., изд-во «Проспект», 2009. – 424 с.

6. Коваленок Т.П., Тихомиров В.О. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие. – СПб.: ПГУПС, 2005. – 48 с.

7. Маркин Ю.П. Экономический анализ: Учебное пособие. – М., Омега-Л, 2010. – 450 с.

8. Орлова Т.М. Практикум по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности. – М.: КНОРУС, 2010. – 248 с.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 534 с.

10. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник по дисциплине регионального компонента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 «Экономика». М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.

 

ЖУРНАЛЫ:

1. Железнодорожный транспорт

2. Экономика железных дорог

3. РЖД-партнер

4. Риск

5. Эксперт

6. Аудитор

7. Вопросы экономики

8. Экономист

9. Российский экономический журнал и др.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………….

1

1. Цель и условия защиты курсового проекта……………………………

2

2. Выбор темы проекта…….……………………………………………………………….

2

3. Структура и содержание курсового проекта………………………….

3

4. Методика экономического анализа……………………………………

и последовательность его проведения…………………………………

 

4

5. Требования к оформлению курсового проекта……………………….

9

7. Тематика курсового проектирования………………………………….

11

7. Библиографический список……………………………………………

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Методические указания

к выполнению курсового проекта по дисциплинам

«Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности»

и «Технико-экономический анализ»

 

Разработала доц, к.э.н. Бахарева Лариса Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактор и корректор Г

Компьютерная верстка

 

 

План 2014 г., № 169

 

 

 

Подписано в печать с оригинал-макета

Формат 60 ґ 84 1/16. Бумага для множ. апп. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 300 экз.

Заказ 219.

Петербургский государственный университет путей сообщения.

190031, СПб., Московский пр., 9.

Типография ПГУПС. 190031, СПб., Московский пр., 9.

 

Leave a Comment

Your email address will not be published.