2014-03-27Kak_nayti_obekt_otritsania_Ya_Pervaya

Мар 13, 2017 // By:maximios // No Comment



2014-03-27

Как найти объект отрицания Я;

Первая йога Махамудры 8-8

 

   

   Так, сегодня у нас семинар по развитию шаматхи. Нам нужна специальная мотивация для развития шаматхи. Давайте вначале коротко для порождения мотивации обдумаем нашу ситуацию, чтобы возникло желание развить однонаправленное сосредоточение, нужно обдумать собственную ситуацию, то есть в какой собственной ситуацией находишься. Можно начать думать: «Я»… что это «я»?», и здесь вы на два часа впадаете в медитацию и поэтому мотивация не появилась.

   Что это «я»? Если грубо говорить, то «я» это, конечно, наименование, которое возникает в зависимости от потока так называемых пяти совокупностей, или если ещё более грубо сказать, то в зависимости от потока тела и ума. Тем не менее, я не хочу страдать, я хочу быть счастливым, поэтому как мне сделать так, чтобы не страдать, как сделать так, чтобы быть счастливым. Для этого надо вспомнить, что такое страдание, что есть страдание. Страдание это обладание первой благородной истиной, это пять загрязненных совокупностей рожденных под контролем омрачений, обладающие четырьмя характеристиками, это есть страдание. Нужно подумать, подходят ли мои совокупности под определение первой благородной истины. Подумайте про себя, про ваши совокупности, подходят ли они под определение первой благородной истины.

   Здесь ключевой момент это «рожденные под контролем омрачений». Если нечто рождено под контролем омрачений, то оно становится загрязненным. Поэтому, как понять, являются ли мои совокупности загрязненными? Рождены ли они под контролем омрачений? Хотя я не помню момент своего зачатия, кто помнит из вас то это хорошо, если кто-то не помнит из вас можно как подумать: «Я не помню момент зачатия, но как можно установить: моя предыдущая смерть, нахождение в бардо и обретение зачатия происходило ли это под контролем омрачений или нет?»

   Есть такое мнение: что раньше я не был под контролем омрачений, но потом «загрязнился», стал находиться под контролем омрачений. Говорится: «Раньше же у меня не было мудрости познающей пустоту?». «Да не было». «Но она же когда-нибудь возникнет?» «Да возникнет». «Значит так же и с омрачениями, омрачений не было, а потом они возникли». Как доказать или опровергнуть это?

   Пустота это объект отрицания, а мудрость познающая пустоту объект утверждения, потому что это ум, это состояние ума. Почему может возникнут мудрость познающая пустоту? Из-за чего она может возникнуть? Есть косвенные условия и есть прямые. Прямое условие: так как все явления пусты от самобытия и это их природа, природа явлений, нерожденная природа явлений пустота от самобытия.

   Приписывание самобытия этого нет в явлениях. Приписывание самобытия это наше умопостроение, наша концепция, в самих явлениях этого нет. Если устранить ошибочное познание, то раскроется сущность явлений, такова какая она есть. Поэтому рано или поздно, при определенных усилиях, обязательно обретается мудрость познающая пустоту.

   Из зала: То есть здесь довод такой: поскольку в природе ума нет омрачений то…

   ИВ: Поскольку в природе явлений нет самобытия, то рано или поздно, природа явлений будет обнаружена.

   Если нечто обладает основой, все существующее это лишь феномены, лишь явления. Это лишь то, что возникает в зависимости от ума. Таково все существующее и в настоящий момент то, что существует. Что существует в настоящий момент. В настоящий момент существует некие концепции самобытия у которых нет основы. Это просто наши галлюцинации и есть некое существующее, которое действительно существует. Это существование явлений в виде наименований, в виде обозначений. Явления так только существуют. Существующее сейчас это существование явлений в виде обозначений и существование концепцийгаллюцинаций. Это то, что сейчас существует, в настоящий момент.

   Зал: Подобно иллюзии.

   ИВ: Не «подобно», а именно иллюзия. «Подобно иллюзии» это видение явлений как обозначений. Если увидел, что явления существуют только лишь как обозначения данные умом, то понимаешь, что они подобны иллюзии, а если приписал существованию явлений и объектной основе самобытие, то тогда это галлюцинация, иллюзия, у этого нет основы. Рано или поздно будет познано, что у такого существования нет основы. И когда познано, что у такого существования нет основы, то оно больше невозможно, иллюзия прекращается.

   Если ошибочный способ познания устранён, то уже больше не возникают такие ошибочные явления как концепция самобытия.

   Тот, кто идет, придет обязательно. Так как любое живое существо не хочет страдать, то рано или поздно оно осознает это, поймёт причины страданий.

   Зал: Исходя из этого довода, каждое живое существо рано или поздно придет к познанию пустоты.

   ИВ: Ну да. Я не хочу страдать, поэтому рано или поздно увидишь, что есть страдания, что есть причина страдания, тогда увидишь, что есть освобождение, что есть причина освобождения.

   Нужно оценить какое сейчас положение и что из этого положения проистекает. Первый момент: нужно проверить, подходит ли моё состояние под определение первой благородной истины, являются ли мои совокупности загрязненными, рожденными под контролем омрачений. Здесь можно подумать так, что если сейчас в настоящий момент у меня есть омрачения, омрачения это состояние ума, если они существуют, то они без причины существовать не могут, потому что они функционирующие.

   Зал: То есть если неведение есть сейчас, то оно было и раньше.

   ИВ: Да, если неведение сейчас есть, то значить оно было в предыдущий момент.

   Зал: Гнев и привязанность.

   ИВ: Про гнев и про привязанность можно сказать, что это отпечатки. Отпечаток гнева или, как в Мадхьямике Прасангике говорится, гнев в непроявленном состоянии. Например, в настоящий момент гнева нет, но есть гнев в непроявленном состоянии в виде отпечатка. В проявленном состоянии его может не быть, а в непроявленном он есть.

   Что же есть мое настоящее положение. Нужно понять у меня омрачения есть или нет. Сейчас может быть не сильно проявлен гнев, не сильно проявлена привязанность. Надо научиться потихоньку устанавливать неведение, что есть неведение, есть ли у меня в настоящий момент неведение.

   Зал: Есть ли у меня сейчас что-то кроме омрачений?

   ИВ: Есть как бы вторичные позитивные состояния ума, которые потихоньку могут привести к освобождению от омрачений.

   Зал: Тем не менее, у их все равно есть неведение, получается.

   ИВ: Это по разному моет быть, я же не говорю про архатов, я про себя говорю.

   Зал: …

   ИВ: Так как вы занимаетесь практикой Дхармы, можете с помощью специальной методики развить веру в учителя и практиковать почитание учителя. Если вы владеете такой практикой как почитание учителя. Например, однонаправленное размышление о его достоинствах, приводящее к чувству уважения. Такое размышление и уважение это благое состояние ума, это источник добродетели, это источник счастья. В принципе, это еще не является прямым противоядием от сансары, но это является состоянием, которое постепенно приведет к избавлению от сансары. Поэтому помимо омрачений у нас так же есть благие состояния ума источники счастья, и это не абстрактные состояния ума, когда мы радуемся, например, временному благу, а это именно конкретные состояния ума, которые в Ламриме описываются, это вера и уважение к учителю и так далее вплоть до бодхичитты. Это есть позитивные состояния ума, которые так же омраченные живые существа могут развить. У нас что-то помимо омрачений.

   Ну и давайте вернемся к тому, чтобы проверить есть ли у меня омрачения. С точки зрения коренного омрачения, как мне научиться устанавливать омрачения? Как установить есть сейчас неведение или нет?

   Зал: Видишь самобытие или нет.

   ИВ: А как понять: видишь самобытие или нет?

   Зал: Если я верю, что что-то имеет собственные характеристики, значитесть неведение.

   ИВ: С точки зрения теории, если есть вера в существование со стороны объектной основы без обозначения мыслью, то это и есть неведение.

   Зал: А когда устраняется неведение, тогда можно через стены проходить? Каждый сможет пройти через стены когда познал пустоту напрямую?

   Смех в зале.

   ИВ: Это практический вопрос или теоретический? Проблема с дверьми?

   Смех в зале.

   ИВ: В Гоман дацане это делали, потому что это был вопрос практики, было тысяча монахов и одна дверь, им надо было быстро выйти, но у нас то проблем нет, у нас всего тридцать человек. Для нас это вопрос преждевременный.

   Как можно доказать что вы находитесь в состоянии неведения? Вначале нужно вспомнить на примере явлений феноменов, что такое объект отрицания, а потом когда начинаешь искать напрямую объект отрицания, то рекомендуется вначале это делать на обнаружении такого самосущего «я».

   Почему такая последовательность? Потому что такой объект отрицания как самосущее «я» оказывается легче обнаружить, чем другие самосущие явления. Все мастера прошлого так делали, вы тоже старайтесь так же делать.

   Вначале можно коротко подумать: что такое объект отрицания в явлениях. Это существование со стороны объекта без обозначения мыслью. Если что либо является со стороны объекта без обозначения мыслью, то это и есть объект отрицания, который вы можете обнаружить.

   Мне вот является что-то, существующее со стороны объектной основы без обозначения мыслью. Это сначала такая теория, а потом нужно искать именно «я». Искать «я». Каким является нам наше «я». Для этого нам нужно научиться порождать мысль «я». Специально тренироваться в порождении «я».

   Зал: Это спонтанная реализация...

   ИВ: Когда вы специально будете это делать, то это нелегко будет. Когда вы будите между сессиями, это проявляется само по себе, а вот во время сессии сесть и породить «я» нелегко будет. Вы даже будете согласны деньги заплатить чтоб породилось «я». Смех… Но это трудно, трудно будет его порождать. На этом теория заканчивается и это нужно будет именно на практике.

   Зал: Породить самосущее «я»?

   ИВ: А другое и не получится. Говорится как, что обычным живым существам все, что является — является самосущим. Поэтому хотя самосущее «я» не существует, но при его порождении оно обязательно явится самосущим.

   Зал: А если уже знаешь, что такого «я» нет, и воспринимаешь, что это всего лишь обозначение? Это восприятие подобно иллюзии получается?

   ИВ: Если является «я», как подобное иллюзии, это значит познание относительной истины. Если познаешь относительную истину, то значит уже познал абсолютную истину. Потому что познание относительной истины возникает после познания абсолютной истины. Если ты познал абсолютную истину, то значит, что ты уже познал пустоту «я».

   Зал: Концептуально же можно познать, здесь же не обязательно идет речь о прямом познании?

   ИВ: Можно, да. Но на данной стадии это не требуется. Здесь как раз наоборот, не нужно этого делать, не нужно пытаться концептуально познать «я». Потому что в Ламриме Делам, в конкретной инструкции как обнаружить объект отрицания как раз говорится так: если очень сильно будешь анализировать «я», то не возникнет «я», поэтому нужно…

   Зал: Здесь как раз цель породить «я», да?

   ИВ: Породить «я»…

   Зал: Породить «я», чтобы понять, что отрицать, правильно?

   ИВ: Нет, чтобы увидеть объект отрицания. Шантидева в Бодхичарья-аватаре сказал так: если ты не увидишь объект отрицания, то ты не сможешь его устранить, если ты не увидел своего врага, то ты не сможешь поразить его стрелой. Поэтому нужна как раз такая техника, которая позволяет обнаружить «я»…

   Зал: Нам сначала нужно четко понять, что же такое самосущее «я», обнаружить, и привыкнуть, что ли, к нему?

   ИВ: Не привыкнуть, а схватить его [для начала]. До «победить» ещё далеко. Если не увидишь объект отрицания, то не сможешь его устранить. Панчен Лама говорит как: «Здесь объясняется метод достижения понимания отсутствия самости у индивида», и дальше: «Все мы в разных ситуациях вплоть до погружения в глубокий сон мыслим: «я, я…», и в глубине сердца крепко держимся за «я», и это есть врожденное цепляние за «я». К примеру, если не совершал каких-либо порочных поступков, а другие будут обвинять: «ты совершил такие-то порочные поступки», в глубине сердца взрастет очень сильно чувство «я», я не совершал таких порочных поступков, а они меня обвиняют»». Там вот, кстати, когда мы здесь сидели, конверт лежал на алтаре, не видели? Кто забрал? Смех.

   Хорошо. «Я не совершал таких порочных поступков, а они меня обвиняют», тогда ясно возникает такой способ цепляния за «я», как врожденный эгоцентризм. В это время одной небольшой частью разума исследуйте: где «я» воспринимается, и как ваш ум держится за «я». Если сила исследующего ума будет велика, ум цепляющийся за «я» ослабеет и исчезнет.

   Зал: Здесь можно так сказать: когда увидишь отсутствие у цепляние недостоверной основы, то это цепляние проходит?

   ИВ: «Поэтому в качестве основы исследования немного порождайте ум, который в глубине цепляется за «я». То есть надо цепляться за «я».

   Зал: Так это и так спонтанно происходит.

   ИВ: Здесь во время сессии.

   Зал: Как тренировка.

   ИВ: Нет, в качестве основы исследования порождайте ум, который в глубине цепляется за «я».

   Зал: Это специально делается?

   ИВ: Порождаешь ум, который цепляется за «я». «Одной же небольшой частью продолжайте проводить исследование». Здесь подразумевается не способ существования этого, а именно обнаружение объекта отрицания.

   Саша: Вот это обнаружение, это как ощущение? Или как познание? Вот здесь вот такой момент сложный.

   ИВ: Ощущение это вездесущий ментальный фактор, поэтому он присутствует в любой момент познания. Познание это функция сознания, поэтому оно присутствует в любой момент существования, поэтому ощущение сопровождает любое познание. Поэтому это не только ощущение. То есть, ты познаешь «я», которое породил и вот его нужно породить, и познать: «А-а-а, вот это оно… Вот оно, это «я»!»

   Зал: Обнаружить и породить это одно и то же…

   ИВ: Ну тогда нужно опровергнуть Панчен Ламу, то что он говорит здесь: «немного порождайте ум, который в глубине цепляется за «я». Одной же небольшой частью ума продолжайте проводить исследование». Какое исследование? «Исследуйте, где воспринимается это я, врожденное эгоцентризмом».

   Саша: Мы же будем познавать возникшие ощущения.

   ИВ: Не ощущения. Цепляние за самосущее «я» это состояние ума. Состояние ума может быть обнаружено, оно сопровождается ощущением. Цепляние за самосущее «я» это и есть состояние ума.

   Саша: То есть, это как акт познания и как следствие ощущение, да?

   ИВ: Ощущение это вездесущий ментальный фактор, он присутствует следующее мгновение, он везде.

   Вот методика, в качестве основы исследования немного порождайте ум, который в глубине цепляется за «я».

   Зал: А как провоцировать описан механизм?

   ИВ: Задай себе вопрос, допустим: «Кто это «я»?», «Где это «я»?», «Кто я?», «Где я?». И возникает «я». Для того чтобы исследовать «Я» его нужно породить. Немного порождайте ум, который в глубине цепляется за «я». Это самый легкий объект отрицания. Когда вы уже практикуете обнаружение объекта отрицания, то говорится о том, что такой объект отрицания как «я» легче обнаружить и логически опровергнуть его существование. Если такой объект как «я» удалось обнаружить и опровергнуть, то потом с другими явлениями это легко возникает.

   Зал: А как выстроить цепочку опровержения?

   ИВ: Это еще не нужно. Здесь четыре стадии, четыре ключевых момента. Первый ключевой момент это порождение «я». Второй ключевой момент это установление охватывания. Третий ключевой момент удостоверение отсутствия истинного единства объекта отрицания с пятью совокупностями. Четвертый ключевой момент удостоверение отсутствия истинной отдельности. «Я» не тождественно, «я» не отлично.

   Здесь ничего сложного. Первый шаг это удостоверение объекта отрицания, обнаружение объекта отрицания. Второй шаг это удостоверение охватывания.

   Саша: …логическое, да?

   ИВ: Нет-нет, это тоже напрямую, напрямую ответить себе на вопрос «Откуда оно является?». Откуда является: со стороны пяти совокупностей или оттуда [объекта???]? Напрямую познать нужно. А третье это уже через логику или напрямую, то есть это «я» тождественно пяти совокупностям или оно отлично от пяти совокупностей? Потом третье и четвертое это несложно, потому что вы посещаете семинары по логике, которые ведет мудрейший Александр Коврижкин.

   Это вопрос настойчивости. Рано или поздно можно породить ум, который цепляется за «я», если пытаться это делать.

   Зал: Что это за состояние такое?

   ИВ: Здесь дело не в чувствах, не в ощущениях, а именно увидеть напрямую. Породить это я и увидеть напрямую «А вот это я-я-я».

   Таня: Страшно будет.

   ИВ: Почему?

   Таня: Страшно будет когда поймешь что «я» нету?

   ИВ: Нет, я есть. Смех в зале.

   На данной стадии не требуется видеть отсутствие «я», потому что «я» есть. Что есть «я»? Что такое «я»? Давайте возьмем объяснение Его Святейшества Далай Ламы. На основании объяснения Чандракирти. «Я» или «сам» это тот, кто чувствует или переживает вещи, есть личность или индивидуальность, тогда как чувствуемая или переживаемая им совокупность факторов как, например, счастье или страдание, представляет собой феномены. Нет ничего что нельзя было бы отнести к одной из этих категорий, тех кто чувствует и переживает и того что чувствуется и переживается. Такое разделение возникает в силу того, что каждый стремится быть счастливым и избежать страданий, поэтому переживание счастья и страдания для нас так значимо. Поэтому, что значит «я»?

   Таня: А имеется ли ввиду то, что мы переживаем и чувствуем это тоже «я»?

   ИВ: Нет, то, что мы чувствуем, то что мы переживаем это явления. Например, что вы сейчас чувствуете «мне хорошо, мне сладкого, мне плохо, сонно, тяжело, голодно». У вас какие-то переживания есть?

   Чувствуемая и переживаемая совокупность факторов это явления. А тот, кто чувствует или переживает эти явления это личность или «я». Как можно обнаружить «я», если есть переживания, то есть тот, кто переживает.

   Прямо сейчас вы что-то чувствуете, у вас есть какое-то чувство, ощущение. Если вы обнаружите это чувство. Вы можете обнаружить? Например, что вы можете сейчас обнаружить, какое чувство вы можете обнаружить?

   Давайте чувство, которое всех нас сейчас объединяет. Вы сейчас можете пережить чувство сидения, ваше тело опирается на сидение и на спинку, вы можете почувствовать это. Это и есть ощущения.

   Если есть ощущения, то кто это ощущает? И вот здесь, сейчас, возникнет «я». Я это ощущаю. Не возникает? Вы можете от обратного идти, если есть ощущения, то есть ощущающий, не бывает ощущения без ощущающего.

   Зал: Ощущающий и есть «я».

   ИВ: Да, это и есть «я». Так можно обнаружить «я».

   Алексей: Что это такое?

   ИВ: «Я» это просто обозначение.

   Алексей: То что мы ощущаем это что такое?

   ИВ: Есть ощущения. Это то, что напрямую мы можем познать. Кто ощущает? «Я» это обозначение возникшее в зависимости от ощущений.

   Алексей: Что такое «я», которое мы ощущаем когда сидим?

   ИВ: Это «я» лишь обозначение.

   Алексей: Как мы ощущаем его?

   ИВ: Лишь как ощущение.

   Алексей: Как мы можем охарактеризовать это ощущение?

   ИВ: Это зависит от конкретного индивидуума, который это переживает.

   Алексей: Самосущее «я» у всех разное?

   ИВ: Конечно.

   Таня: А у всех цепляние на уровне сердца происходит? Или головы?

   ИВ: Если говорить о моем опыте, то оно возникает здесь (указывает на область сердца), такое сильное цепляние за самосущее «я». А у вас может в других местах возникнуть. Смех в зале.

   Таня: А что с ним делать?

   ИВ: Ничего с ним не делать.

   Таня: Пребывать?

   ИВ: Пребывать.

   Зал: Я ем печенье, ощущаю приятный вкус. Я ощущаю.

   ИВ: Сначала сосредоточьтесь на ощущении, а потом спросите, кто ощущает и возникнет «Я».

   Зал: А само ощущение это наименование или что?

   ИВ: Это не сущность этой практики. Сущность этой практики обнаружение «я», порождение «я». «Я» порождается и без всякой практики, но когда речь идет о практике, то нужно научиться порождать «я». Порождение «я», это и есть практика.

   Первая стадия это порождение и обнаружение «вот это «я». С этим большие проблемы во время сессии. Просто если вы сессии не проводите, то с этим у вас проблем нет. А кто сессии будет проводить у того будут большие проблемы. Трудно. Геше Ла сколько раз говорил это о-о-очень трудно обнаружить «я». Ты его начинаешь искать, а его нет.

   Если, например, кто то обидел месяц назад, то «я» которое было месяц назад, его больше нет. Того самосущего «я» больше нету. Сейчас породить и обнаружить.

   Чойган: Снова обидеться. Постараться обидеться. Смех в зале.

   ИВ: То, что он говорит правильно. Когда ты породил «я». И потом ты можешь подкинуть ему идейку. Приходит такой-то человек и говорит тебе там «какая ты всетаки никчемная». Надо именно того чтобы «я» возникло. И если увидишь самосущее «я», то это объект отрицания. Это есть большой успех увидеть объект отрицания. Потом-то уже не так сложно с ним работать. Потом можно увидеть, что он возникает именно со стороны пяти совокупностей. И потом так как у вас острый интеллект вы его в два счета «щах-щах».

   Саша: Анализ, да?

   ИВ: Да.

   Саша: Тут не нашли, тут не нашли.

   ИВ: Всё, оно исчезнет. Поэтому это-то не проблема для вас уже.

   Саша: Теперь оказывается надо его породить.

   ИВ: Ну и возвращаясь к порождению нашей мотивации. Надо обнаружить, что обладаешь первой благородной истиной на примере обнаружения самосущего «я». Если самосущее «я» порождается, то значит, у вас есть цепляние за самосущее «я», это значит что у вас есть неведение. Это значит, что раз сегодня есть, то вчера было, позавчера и тд. И не может быть такого, что вы уже освободились от омрачений, а потом в этой жизни до пятнадцати лет не было, а потом с пятнадцати лет они возникли. Отсюда можно доказать, что в прошлой жизни были омрачения, бардо было под контролем омрачений, и рождение было под контролем омрачений. Поэтому и я обрел пять загрязненных совокупностей, сейчас у меня есть пять загрязненных совокупностей. Поэтому моё положение положение страдательного живого существа, с вытекающим отсюда циклическим вращением в сансаре.

   Циклическое вращение в сансаре предполагает ухудшение любого существа находящегося в сансаре. И сейчас положение не сильно плохое и возможно сейчас не так много страданиястраданий, но сансарическое живое существо одной ногой всегда стоит в нижних мирах. Вам надо себе сказать «Я сансарическое живое существо, одной ногой стою в нижних мирах и поэтому мне нужно устранить такое положение, моё положение очень плохое, очень ненадежное, с этой целью я должен избавиться от неведения, чтобы избавиться от неведения мне нужно вспомогательное косвенное условие в виде шаматхи, я должен развивать шаматху».

   

   Как развить шаматху. Что-то нужно сделать до закрепления на объекте, что-то нужно сделать во время закрепления и что-то нужно делать после закрепления. Так как Геше Ла много раз давал такой объект как ум, и Таня попросила меня рассказать еще раз, как выбрать такой объект для сосредоточения как ум, и у многих из вас есть склонность к такому объекту, то вам это будет полезно. Поэтому давайте вспомним как установить сосредоточение на таком объекте как ум, как его обнаружить.

   Эти наставления, которые нам дал Геше Ла, основаны на коренном тексте Панчен Ламы, он называется «Махамудра традиции Гелуг Кагью». Поэтому сначала мы разберем коренной текст, не весь коренной текст, а именно вот эту часть текста, которая касается выбора объекта для сосредоточения и установления ума на этом объекте. Потом мы разберем часть автокомментария Панчен Ламы на этот текст, у Панчен Ламы есть комментарий на свой собственный текст. Потом мы разберем именно ту часть, которая касается установления объекта для сосредоточения и потом мы разберем комментарий Его Святейшества Далай Ламы, касающийся этого, а потом мы разберем комментарий Геше Ла, касающийся этого. И тогда это будет полезно для практической медитации.

   В коренном тексте на странице семнадцать объясняется, как обнаружить такой объект как ум и установить сосредоточение на нем. Так как это практическое занятие, то здесь нужно выделить такие ключевые моменты, запомнить и потом перед самой медитацией вспомнить эти моменты и потом перейти в само установление.

   Здесь всего лишь две странички и можно ключевые моменты сгруппировать в две восьмерки, в две восьмерки ключевых моментов. Такая практика делается после четырех подготовительных практик. Если вы будете её делать в повседневной жизни, то когда вы читаете Гуру Пуджу, после слов «вы Гуру вы Йидам», вы растворяете ум своего учителя и сливаетесь вместе с ним, то после этого можете делать такую практику. Это соответствует комментариям и коренному тексту, Панчен Лама объясняет, что именно так надо делать. После сильной Гуру-йоги вы растворили свой ум с умом вашего духовного наставника и после этого начинаете обнаруживать объект на котором устанавливаете сосредоточение.    Это практическая инструкция о том, как это сделать. Первый ключевой момент из восьмерки. Его коротко можно назвать так: «Пребывай в исчезновении обманчивых явлений».

   Зал: Что такое обманчивое явление?

   ИВ: Здесь предполагается, что вы находитесь в сессии. Что такое явление? Здесь есть внешнее и внутренне явление. Внешнее явление это явление, у которого есть внешняя объектная основа. Внутренне явление это явление, у которого внутренняя объектная основа. Если во время медитации не проходит слишком много людей, слишком много внешних явлений не возникает, то речь идет о внутренних явлениях. «Пребывай в исчезновении обманчивых явлений», поэтому явления это то, что возникает в зависимости от ума и объектной основы. Внутренние явления, у них тоже есть объектная основа. Поэтому вы просто пребываете в исчезновении явлений. Обманчивые явления это что такое? Обманчивые явления это явления которые являются как самобытийные. Ок. Это понятно? Это первый пункт.

   Второй пункт: «не пытайся изменить что-либо помыслами, надежды опасений и прочего». Что есть противоположность данному попытка изменить что-либо из-за надежд, из-за опасений и прочего. То есть, вы сидите в сессии и у вас возникает какое-либо явление.

   Зал: На работу пора.

   ИВ: Во время сессии, например, «пора на работу», к какой классификации можно отнести, к надежде страху или прочему? Например, она больше окрашена красками надежды, то есть возникает надежда.

   Зал: страх что опоздаю.

   ИВ: У Леши, например, сегодня я обязательно пойду на работу, потому что сегодня дадут зарплату. Смех в зале.

   То есть что-то возникает. Явление возникает и из-за этого, оно оценивается как благоприятное, неблагоприятное, нейтральное.

   Саша: Надежда это и есть цепляние за мысль?

   ИВ: Попытка изменить что-либо есть. Это есть противоположность этой практики. Здесь речь не идет о цеплянии, а речь идет о том, что не нужно пытаться изменить что-либо помыслами. Ее нужно мысли надежды, мысли из страха пытаться изменить. Например, у Тани приходит мысль: «Опаздываю на работу». Она сидит в медитации и у нее появился страх, сейчас опоздаю. Согласно данной технике нужно не пытаться что-либо изменить, правильно?

   Зал: Так и пребывать на страхе?

   ИВ: Нет, не пытаться изменить что-либо. Что значит не пытаться изменить что-либо. Пытаться изменить что-либо это породить другую мысль, «а что будет там если так-то». Это практическая инструкция, не просто как теория. «Не пытайся изменить что-либо» — такой настрой должен быть. «Не пытайся изменить что-либо помыслами надежд, опасений и прочего», то есть ими ничего не нужно менять, надеждами, страхами и прочим.

   Теперь третье. Но это не должно быть подобно обмороку.

   Зал: Что это значит?

   ИВ: «Это не должно стать подобно обмороку или сну, подобным сну, полным прекращением всякой деятельности ума». То есть не должно быть похожим на вот это. Если есть похожее на это, то скажи себе: «Ты неправильно делаешь, неправильно устанавливаешь ум на объекте». Вы же знаете что такое сон? Не должно быть подобно сну.

   Теперь четвертое. «Установи дозорного памятования и бдительность». Что такое памятование. Памятование, не забывание, удержание, внимательность — это синонимы. Или веревка, которой привязывают слона.

   Смотри прямо в природу ясности и осознанности. Это пятое. Пятый пункт расширенная трактовка: «Сконцентрируйся и прямо смотри на изначальную природу ясности и осознания».

   Зал: Разве ясность и осознание не есть изначальная природа?   

   ИВ: Это игра слов. Главное понять: куда смотреть, что есть объект, который должен быть схвачен, на что накидывать веревку, куда надо привязать, к чему надо привязать к изначальной природе ясности и осознанности. Этот объект надо обнаруживать, помнить, захватить, завязать это все синонимы, и что с ним нужно сделать. Изначальная природа ясности и осознанности.

   Саша: Сначала надо понять, что же это за объект.

   ИВ: Здесь не объясняется, что это за объект, это есть практическая инструкция. Вот так делай-делай-делай и…

   Саша: Обнаружишь.

   ИВ: И обнаружишь.

   Саша: Это прямой опыт должен быть обязательно, через прямой опыт поймешь что это за объект.

   ИВ: Теперь шестое: «Какие бы мысли не возникли распознай их». Седьмое: «Или отсеки их». Восьмое: «В след за отсечением расслабься». В принципе если вы проделаете эти две восьмерки, то ум впадет в природу ясности и осознанности и объяснения уже будут не нужны, поэтому попробуйте две восьмерки проделать.

   Ок, теперь вторая восьмерка. Весь метод состоит из наставлений, которые можно условно сформировать в ключевые пункты, такие, чтобы их запомнить и перейти к медитации, просто их можно условно объединить в две восьмерки. Это как короткие инструкции перед тем как приступить к этому, вспомнить что надо делать. Короткие инструкции самому себе.

   Вторая восьмерка первый пункт: «Расслабившись не блуждай». Понятно что это? Блуждание это что?

   Зал: Это потеря объекта.

   ИВ: Это грубое блуждание, а тонкое?

   При появлении мысли распознай ее, смотри прямо в ее изначальную природу. Она исчезнет и останется неомраченная пустотность.

   Алексей: А изначальная природа это что такое?

   ИВ: У мысли есть две природы: относительная природа и абсолютная природа. Абсолютная природа что это? Абсолютная природа это пустота. А относительная природа мысли это ясность и осознанность. То есть она возникает из ума, поэтому ее относительная природа и есть ум. Ум это есть ясность и осознанность. Природа ума ясность и осознанность, поэтому природа мысли тоже ясность и осознанность.

   Алексей: Это абсолютная природа мысли?

   ИВ: Это относительная природа мысли. Здесь написано: «При появлении мысли вглядись в их изначальную природу, они исчезают сами по себе и возникает чистая пустотность». Это и есть методика сохранения объекта сосредоточения. Объект сосредоточения это ясность и осознанность, или изначальная природа ясности и осознанности. Какая техника удерживаться на этом объекте. Когда мысль возникает нужно вглядеться в их изначальную природу.

   Алексей: то что она не имеет самобытия.

   ИВ: Самобытия не надо, здесь пустота от другого.

   Зал: Игорь, а смотри, ум понимает, что ты в него как бы вглядываешься? Смех в зале. Вот начинаешь на сердце сосредотачиваться, оно волноваться начинает.

   ИВ: Сильно долго на сердце нельзя сосредотачиваться, если не умеешь, то это может привести к болезни ветра. Сильно долго не сосредотачивайтесь.

   Алексей: Что такое абсолютная природа мысли?

   ИВ: Абсолютная природа мысли это пустота от самобытия. Здесь говорится про относительную природу, здесь не требуется познание пустоты мысли, а именно требуется вглядеться в ее изначальную относительную природу.

   Зал: почему тогда в пустоту?

   ИВ: Пустота от другого. Возникает чистая пустотность, то есть пустотность ума от мыслей. Ум пуст от мыслей, это пустота от другого. Понял? Возникает чистая пустотность.    Саша: Значит здесь абсолютно анализ не нужен.

   ИВ: Это йога однонаправленного, первая йога Махамудры.

   Алексей: Что такое «ум пуст от мысли»?

   ИВ: В природе ума нет мыслей.

   Алексей: Как русская пустота, ну как в прямом смысле пустота?

   ИВ: Нет, пустота от другого, есть пустота от другого есть пустота от себя. Пустота от другого это что такое? Эта комната пуста от слона, отсутствие слона в этой комнате и есть пустота от слона, комната пуста от слона. Любая пустота от другого это относительная истина.

   Алексей: То есть так же как комната пуста от слона, так же и ум пуст от мысли.

   ИВ: С точки зрения Мадхьямики Прасангики. А с точки зрения Читтаматры уже нет. Потому что у всех школ пустота от другого. Пустота от другого — это пустота от чего-либо. По своей природе ум пуст от другого. Например от мысли он пуст, в уме, в природе, в ясности и осознанности нет мыслей.

   Алексей: То есть мысли это как аналогия со слоном?

   ИВ: Да. Поэтому при появлении мысли вглядись в их изначальную природу, они исчезают сами по себе и возникает чистая пустотность. Как только мысль исчезла сама по себе, автоматически возникает чистая пустотность ума.

   Алексей: Если мысль есть, значит ум не пуст от мысли.

   ИВ: Она исчезает, смотри здесь техника какая. При появлении мысли вглядись в их изначальную природу. То есть мысль появилась, распознал ее, потом смотришь в ее природу.

   Алексей: Что она не является частью ума.

   ИВ: Ее природа это то, что она возникла из ума, ее природа это ясность и осознанность. Как только увидел ее природу, она исчезает сама по себе.

   Алексей: Природа мысли ясность и осознанность.

   ИВ: Да. Как только ты увидел ее природу она исчезает сама по себе, когда она исчезла, остается ум, ясность, осознанность.

   Зал: Игорь, смотри, а если бывает такое состояние ну просто сидишь и ждешь кого-то, ничем не надо заниматься ну просто ты сидишь, бывает что ты вообще ни о чем не думаешь это и есть пребывание или нет?

   ИВ: Нет.

   Зал: Это не медитация, что ты вот спокойной сидишь.

   ИВ: Нет, здесь нужно обязательно очень напряженно захватить изначальную природу ума, ясность и осознанность, очень напряженно захватить и напряженно держать.

   Зал: А потом расслабиться.

   ИВ: Нет, после пресечения мысли. Здесь говорится расслабиться в отношении пресечения, после пресечения. В отношении объекта сосредоточения не расслабляться.

   Зал: Нет пресечения самовозникающих и самоисчезающих концептуальных мыслей.

   ИВ: Ну вот здесь как раз об этом говорится. Пресечение это что такое. Это русское слово пре-сечение. Смех в зале. Поэтому пресечения тоже нет. Что такое пресечение, пресечение это мысль, она возникает из ума и по природе ясна и осознанна.

   Алексей: Если ум пуст от мысли почему тогда мысль имеет те же самые характеристики что и ум?

   ИВ: Природа, относительная природа.

   Ок, здесь чтобы вам легче было понять нужно вспомнить так. В Дзогчене как объясняется что такое ум, ум типа океан, мысли типа волны. Когда волна возникает, какова природа волны океан. Когда ты вгляделся в природу она возвратилась в океан, растворилась, исчезла сама по себе. Нет пресечения. Мирское понимание «пресечения», это наименование, пресечение есть мирское наименование корень здесь «сеч», под сечением подразумевается здесь что нечто есть ты его сечёшь и выкидываешь. Ну, например, пресечение волос на бороде или на голове. Это здесь именно такой акт есть, есть это ты отрезал, ты пресек, а здесь другое, здесь пресечения нет, почему? Потому что волосинка выросла, а потом обратно. Так же и мысль, мысль обратно. Поэтому пресечения нет, там вот этого нет. Ты не можешь вот так мысль как она возникла ты ее вырезал и положил в шкаф, такого нет. То есть пресечения нет. Мысли отражения в зеркале, у отражения тоже нет пресечения.

   Алексей: То есть слон это как волна да?

   Зал: Например, я о чем-то думала три часа назад этих мыслей уже нет, они растворились, да?

   ИВ: Да. Они возникают из ума и растворяются обратно в уме.

   Зал: Нет гарантий, что она опять не придет.

   ИВ: Здесь это не тема исследования, здесь тема исследования шаматха, как развить однонаправленное сосредоточение. Один из объектов который многие мастера прошлого использовали это ум. И здесь Панчен Лама объясняет конкретную инструкцию как обнаружить и развивать сосредоточение на основе ума.

   Алексей: Слон плывущий в океане не является частью океана, да?

   ИВ: Если слон это волна, то океан это тоже слон. Есть такой толстый жирный слон и из него такие слоники вылазят и обратно. Смех в зале.

   Алексей: Они не являются им?

   ИВ: То есть слон, из него слоны выходят и обратно в него в слона. Смех в зале.

   Ладно, третий пункт. Или исследуй ум во время его пребывания в покое. Тогда отчетливо увидишь неомраченную, лучезарную пустотность.

   Алексей: Под пустнотностью здесь что подразумевается?

   ИВ: Пустота от другого.

   Покой это между мыслями. Здесь покой это не нирвана. Просто увидел мысль и она сама растворилась, и в этот момент покой, и исследуй в покое. Когда исследуешь в покое, то отчетливо увидишь неомраченную, лучезарную пустотность.

   Зал: То есть, понимаю, что в этот момент не присутствует этих омрачений, они не проявлены.

   ИВ: Да, омрачений нет. Мыслей нет. Неомраченную, ЛУЧЕЗАРНУЮ природу. Лучезарную это значит сияние. Это называется соединение покоя и движения, это техника, это второй и третий пункт. Здесь нужно понять что такое соединение покоя и движения. Что подразумевается под покоем, что подразумевается под движением, а что есть соединение.

   Что здесь есть покой, покой это видение неомраченной, лучезарной пустотности. Что есть движение это видение чистой пустотности. Ты все равно один объект видишь, не глазами, а умом, ментальным сознанием. Соединение потому что ты все равно приходишь к одному объекту, именно к пустотности ума. Когда ум в состоянии покоя, это значит что в нем нет мыслей, вот в этот момент ты видишь не омраченную лучезарную пустотность ума, это называется исследование в состоянии покоя. И объект у тебя ум и его свойства как неомраченная лучезарная пустотность. Это то, что ты видишь да? Объект и его ум, правильно? А когда возникает мысль, то ты помещаешь сознание в ее природе, в природе мысли, в ясности и осознанности, это приводит к тому, что мысль исчезает и остается неомраченная пустотность. Здесь опять же объект какой, тот самый ум который неомрачен и пустотен. Поэтому эти две техники приводят к одному уму который пустотен, пуст от другого. Вот эти две техники есть соединение покоя и соединение движения. Здесь под покоем подразумевается техника исследования ума в покое, а под движением подразумевается техника исследования ума в движении. Понятно? Это и есть соединение покоя и движения.

   Саша: Это получается третья техника? Которая не из двух?

   ИВ: Со стороны техники нет такого, это названия. Есть техника которая объясняется во втором пункте движение. Техника, которая называется в третьем пункте техника покоя. А понимание того что это приводит к одному называется соединение покоя и движения. Это названия, все существует как название, помимо названий нет ничего, это просто название. С той стороны, с этой стороны, с разных сторон, чтобы ученик мог понять.

   Пятый подзаголовок: «Какие бы мысли не возникали, не препятствуя опознай их движение и помести сознание в их природе». Это то же самое что второе, просто здесь разница в том, что здесь делается акцент «не препятствуй». Какие бы мысли не возникали, не препятствуя, опознай их движение и помести сознание в их природе. Это можно считать разновидностью техники, которая описана во втором пункте, с акцентом на том, что «не препятствуй».

   Зал: Как бы следуй за мыслью, если не препятствуй значит следуй.

   ИВ: Не препятствуй, здесь не говорится что следуй.

   Теперь шестой подзаголовок: «Увидишь, что природа медитативного равновесия, неомраченная чистота и ясность, подобная пустоте небесного пространства, в котором явственно видно все возникающее в нем». Если в третьем пункте говорилось о том, что ум пуст от других, а здесь говорится о том, что из-за этого видно все возникающее в нем. Природа ума это неомраченная чистота и ясность, поэтому он подобен пустоте небесного пространства в котором явственно видно все возникающее в нем. Представьте себе небесное пространство? если в нем что-то возникает то это явственно видно, таков же и ум, ты увидишь это. Увидишь, что это есть природа медитативного равновесия.

   Седьмой пункт: «Дхармата ума видна непосредственно и чрезвычайно ясно, но не может быть схвачена и показана как объект».

   Зал: Кому показана?

   ИВ: Другим живым существам.

   Зал: Под дхарматой подразумевается ясность и осознанность?

   ИВ: Таковость.

   Таня: таковость это абсолютная относительность или одновременно. Познание абсолютной относительности…

   ИВ: Здесь в начале лучше думать, что это пустота от другого, потому что здесь цель другая обнаружение и пребывание на объекте сосредоточения, правильно? Как развить шаматху нужно установить объект и пребывать на нем.

   И восьмой подзаголовок: «Что бы не возникало, не схватывая это, оставайся в естественном покое».

   В конце Панчен Лама пишет: «Я, Чокьи Гьялцен утверждаю, что для начинающего это является изумительным искусным средством успокоения ума и способом ознакомления с его относительной природой».

   Алексей: А кто такой начинающий? Смех в зале.

   ИВ: А-а-а, извините.

   Саша: Это только подготовка?

   ИВ: Это первая йога, йога однонаправленного.

   Зал: Нужно делать поиск двух объектов, изображения Будды и ума.

   ИВ: Ну конечно нужно. Когда мы делаем практику например Лама Чопа мы обращаемся к полю добродетелей, когда делается тантрическая практика, то ты порождаешь разные изображения божеств, поэтому ты все равно развиваешь это, но и более того это тоже делается на основе тантрической практики, то есть такое обнаружение объекта.

   Мы же не можем накапливать добродетели, например, не прибегая к полю добродетелей, поэтому мы визуализируем поле добродетелей, порождаем, поэтому мы все равно тренируемся в сосредоточении на поле добродетелей, на образе учителя гуру божества, это все равно мы делаем. Но для тех у кого есть такая склонность чтобы совершить ретрит, например, используя такой объект как ум, то для них такая техника дается, поэтому если наш учитель многократно об этом говорил даже дал нам подробнейшие комментарии на это, наверное это важно.

   Чимит: Геше Ла говорил, что объекты не нужно смешивать.

   ИВ: Нет, объекты не нужно смешивать.

   Чимит: Если, допустим, начал заниматься над одним объектом, до какой стадии тогда заниматься перед тем как менять. Не станет ли это причиной блуждания ума, если день я буду заниматься на…

   ИВ: Так не нужно, сессия выглядит следующим образом. Есть подготовительная часть, основная часть, заключительная. В подготовительной части проводится подготовительная практика. В качестве подготовительной практики проводится шесть Нёндро. Шесть Нёндро выполняется на основе, например, такой практики, как почитание учителя Ламы Чопы. И здесь при выполнении Ламы Чопы ты визуализируешь Гуру божество и всех остальных визуализируешь, потом переходишь к основной практике в середине. В середине выбираешь только один объект и держишь на нем, и здесь в основной части ты уже не меняешь, а на шести Нёндро ты меняешь множество объектов которые здесь необходимо. Допустим особые объекты, которые уменьшают привязанность так же в подготовительной практике делается или уменьшающий гнев объект в подготовительной практике. А в основной части только один объект, который выбрал и удерживаешь его.

   Чимит: В течении скольких дней пребывать на одном объекте, можно ли все таки две недели посвятить объекту Будды в основной части.

   ИВ: Нет-нет, нельзя в основной части один объект выбрал, если ты еще не приступил к практике шаматхи, ты просто готовишься, исследуешь объект, то пожалуйста, можно сколько хочешь их менять.

   Чимит: То есть пока не приступил можно менять.

   ИВ: Чтобы попробовать. Это называется поиск. На стадии поиска выбираешь. Выбор. А потом когда выбрал один объект удерживаешь до конца.

Leave a Comment

Your email address will not be published.